"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ БІРЖАН САЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ БІРСУАТ  АУЫЛЫНЫҢ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕБІ" КММ
КГУ "ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  СЕЛА БИРСУАТ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ  ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Әлеуметтік желілер

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (из опыта работы)

04.07.2017

Косенко Л.И.

Учитель русского языка и литературы

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

(из опыта работы)

«Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Современная жизнь на сегодняшний день выдвигает человеку жесткие требования, такие как высокое качество образования, креативность, коммуникабельность, целеустремленность, а, самое главное – умение работать с большим потоком информации и способность адаптироваться в обществе. Современное образование в Казахстане ставит основной задачей перед учителем – использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников. Осуществление данного подхода на уроках побуждает учителя перестроить свою деятельность и предоставляет ученикам возможность самостоятельно открывать для себя новые знания. Так как ученики являются главными «действующими лицами» на уроке, их учебная деятельность должна быть осмыслена: что я хочу сделать? Зачем я это делаю? Как я это делаю?

Сейчас, для достижения хороших результатов в школе, ученик, помимо определенной суммы знаний и умений, должен овладеть навыком – самостоятельно планировать, анализировать, контролировать и систематизировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

Учитель, в свою очередь, должен надлежаще организовать учебный процесс и создать благоприятные условия для творческого развития школьника. Организация активной деятельности учащихся повышает эффективность обучения, заинтересованность, инициативность, а также позволяет решить ряд проблем, возникающих в процессе обучения: большой объем знаний, высокий уровень теоретизированности и требования к качеству усвоения.

Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются самоконтроль и самооценка. Без этих двух составляющих учащийся не может определить свои способности, границу знания и незнания, а, значит, не может поставить перед собой учебную задачу и решить ее.

Для выполнения данной задачи важным методом обучения в современной школе является метод критического мышления, и немаловажным этапом в нем является этап рефлексии.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любой его стадии. Она направлена на осмысление пройденного материала, на сбор и систематизацию замеченного и понятого каждым обучающимся. Цель рефлексии – выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы изученного. Известна следующая классификация рефлексии:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  2. Рефлексия деятельности.
  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в конце и в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой. Используются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Применение данного вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ученика на разных стадиях урока, используя, например, прием «Лестница успеха». Результативность решения поставленной учебной задачи можно оформить в виде графического приема «Фишбоун».

Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…», «Теперь я знаю…»); прием анализа субъективного опыта и наиболее известный прием «Синквейн», который помогает выяснить отношение ученика к изучаемой проблеме. При помощи синквейна каждый ученик не только воплощает свои способности, но и несколькими словами выражает свое отношение к герою. Учитель при этом может сэкономить время, а также проверить прочитанность текста, глубину его понимания и умение обучающегося грамотно выражать свои мысли.

В 7 классе по произведению Андреева «Петька на даче» ученики написали:

  1. Петька

Слабый, вялый

Мучается, работает, страдает

Никогда не испытал детского счастья

Мученик

  1. Петька

Работающий, слабый

Переживает, не доедает, работает

Никогда не видел дачу

Бедняк

Преимущество этого приема в том, что даже слабоуспевающие ученики легко могут его составить.

Также при рефлексии я использую прием РАФТ. Такой вид работы интересен учащимся, так как позволяет им выступать в роли главных героев, представлять ситуацию описанных времен, показать свои знания. В 6 классе я проводила урок внеклассного чтения по тексту «Рассказ солдата». Учащиеся обсуждали тему ВОВ, высказывали свое мнение по поводу войны и военных событий. В конце урока ученикам был предложен прием РАФТ:

Р – (мальчики) – солдаты Р – (девочки) – матери

А – маме А – сыновьям

Ф – письмо Ф – письмо

Т – война Т – война

Результаты эссе показали, что каждый ученик смог глубоко проникнуть в образы своих героев. Образец эссе учащегося:

«Здравствуй, дорогая мама! Как у тебя здоровье, как мои сестренки? У меня все хорошо, сейчас мы сражаемся под Москвой. Недавно я увидел Б. Момышулы. Он очень смелый человек. Я горжусь, что защищаю Родину вместе с ним. Мама, не переживайте, мы победим! Ну все, мне пора. Целую всех! Пишите мне письма. Аскар.»

Обычно в конце урока подводятся итоги, обсуждается пройденное, оценивается работа каждого из обучающихся – т.е. каждый дает оценку своего вклада в достижение поставленных в начале урока целей, своей активности, эффективности работы класса и полезности выбранных форм работы.

Например, учащиеся чаще всего используют такие предложения:

Сегодня я узнал…

  1. Было интересно…
  2. Было трудно…
  3. Я выполнял задания…
  4. Я понял, что…
  5. Теперь я могу…
  6. Я почувствовал, что…
  7. Я приобрел…
  8. Я научился…

Для оценки активности и качества работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«+» - ответил по своей инициативе;

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«С» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«Д» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный.

Упражнения «Плюс – минус – интересно». В этом упражнении учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф.

 

(+) понравилось

(-) не понравилось

И – интересно (любопытные факты, больше хочется узнать)

 

 

 

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения важности и полезности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными являются графы «Понравилось» и «Интересно», так как в них содержатся памятки о той информации, которая наиболее пригодна для дальнейшей практической деятельности. В конце урока я даю ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока. Всегда прошу учащихся аргументировать свой ответ.

  1. На уроке я работал…
  2. Своей работой на уроке я…
  3. Урок для меня показался…
  4. За урок я…
  5. Мое настроение…
  6. Материал урока мне был…
  7. Домашнее задание мне кажется…

Активно/пассивно

Доволен/ не доволен

Коротким/ длинным

Не устал/ устал

Стало лучше/ стало хуже

Понятен/ не понятен

Полезным/ бесполезным

Интересным/ скучным

Легким/ трудным

Интересным/ неинтересным


Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся учатся объективно оценивать свою активность и качество работы, это помогает строить доверительные отношения между учащимися и учителем.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя, и учитель должен ставить перед собой смарт-цели, иначе он никогда не сделает то, что планировал.

 

Просмотров: 1236


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст